Стандарты для Arduino-роботов как возможность занять правильную нишу в образовательной робототехнике.
Сразу
оговорюсь, что в данной статье отражены наши с А.Т. Григорьевым (основным
автором требований к стандартам) взгляды на развитие инженерного направления
образования и его робототехнического вектора в частности. Не претендуем на
"истину в последней инстанции", но сам вопрос требует освещения и
обсуждения в сообществе.
Совсем скоро (надеемся и держим кулаки) новая концепция развития
образовательной области Технология прорастет в реалии нашего образования. И вот
тут встанет вопрос о МТБ, на основе которой будут читаться курсы той же
робототехники, проектирования, конструирования. Для всех.
И что-то
подсказывает, что большая часть ОУ будет ориентироваться на продукты Lego. И
это вполне понятно: отличный конструктив, огромное количество методических разработок,
все проверено и отработано. Вот ничего не имею против Lego и мы тоже используем
эти замечательные конструкторы, особенно во время прототипирования инженерных
решений. Но монополизм Lego в области образовательных курсов по конструированию
и робототехнике... Это неправильно.
В XXI веке
отмечается "бум" развития свободных программно-аппаратных платформ, в
частности это связано с появлением все той же платы Arduino в ее различных
ипостасях. И это действительно породило "взрывную" волну в
техническом творчестве. Посмотрите, сколько появилось магазинов, типа "Чип
и Дип" и компаний (Robbo - ScratchDuino, Амперка, mgBot и сотни других),
предлагающих как отдельные компоненты, так и серьезные наборы для
"самоделкиных". Роботы, квадрокоптеры, 3D - принтеры, ,лазерные
фрезеры и другие станки с ЧПУ - мир заполонили устройства на основе
микроконтроллеров. Создается огромное количество стартапов, разработка
электронных прототипов упростилась многократно.
И все это
можно использовать в школе. Вместе или вместо Lego - тут как получится по
финансам.
Но вот произойдет ли это???? очень опасаюсь того же эффекта, как в случае с
попыткой внедрения в школы Linux систем. Денег выброшено много, а эффект... Ну
какой может быть эффект без системности в подобных решениях и хоть какого-то
единообразия в требованиях?
То же самое может произойти и со свободной робототехникой.
Попробуем перечислить основные проблемы внедрения свободных
программно-аппаратных решений в образовательные курсы.
Итак, почему многие решения на свободной основе для школы в настоящий момент
можно назвать НЕДОробототехника
•
Предлагаемые наборы в большинстве случаев нельзя использовать без доработок «на
коленке» (иногда нужна пайка) и докупки комплектующих (аккумуляторы и
зарядники). Следствие — ребенок или неподготовленный взрослый не в состоянии
использовать такой набор, а подготовленный не станет этого делать, когда нужно
обеспечить наборами весь класс.
• Распространенная (общая и для проприетарных и для свободных решений)
маркетинговая политика такова, что если производитель предлагает наборы
расширения или возможность приобретения отдельных компонентов, то обычно
функциональность и комплектность базовой версии набора урезана настолько, что
ее становится почти невозможно использовать, а предлагаемые расширения стоят
несоразмерно дорого.
Существует альтернативный вариант — «все включено», но практически нет
возможности наращивать функциональность. А комплектность предлагаемого набора
все равно вызывает сомнения.
• Используемые технические решения не подходят для жестких условий эксплуатации
в ОУ и приводят к очень быстрому выходу техники из строя.
А вот ремонтопригодность оставляет желать лучшего
• В конце концов, самое основное. Мы «играем» в роботов, но играть следует
максимально всерьез. Робот — сложное «интеллектуальное» устройство, способное
выполнять РАБОТУ в изменяющихся условиях, выполнять возложенную на него
функцию. У него должна быть возможность подключения разных исполнительных
органов, соответствующих учебному «производственному» заданию. В некоторых
учебных ситуациях можно обходиться без оных, но набор подобных задач ограничен
и должен быть хорошо проработан методически, обеспечиваться соответствующими
аппаратными решениями. В любом случае учебный робот должен быть способен
меняться, трансформироваться, демонстрировать сложное разнообразное поведение в
изменяющихся условиях, то есть выполнять еще и функции персонального
развлекательного робота, поддерживать и развивать к себе интерес детей от
занятия к занятию, что особенно важно в условиях непрофильного ОУ.
А вот таких-то наборов как раз и нет. Грустно. Именно поэтому Lego легко
побеждает конкурентов, предлагая массу наращиваемых компонентов.
• «Сообразительность» учебных роботов весьма ограничена, и для поддержания
интереса детей следует шире использовать игры с дистанционным управлением, где
часть действий выполняется самим роботом в автоматическом режиме. Подобный
подход ставит во главу угла вопрос об удобном легко организуемом и надежном
дистанционном управлении для каждого робота в рамках учебного класса.
Использующиеся для этого средства в современных робототехнических наборах, как
правило, далеки от совершенства.
НЕДОсвободная робототехника
• Почти
каждый разработчик пытается создать собственную, несовместимую с конкурентами и
даже с собственными продуктами старых версий конфигурацию, между тем как
существует весьма ограниченное количество логичных вариантов. Пример: для
Arduino Uno из числа распространенных используемых схем управления моторами
существует единственная, минимально ограничивающая возможности дальнейшего
апгрейда — D5-D4, D6-D7. Давным-давно пора принять ее в качестве стандарта.
• Разработчики ПО вносят искусственные ограничения, препятствующие работе с
чужими или самодельными робототехническими наборами.
Альтернатива — свободная робототехника, ориентирующаяся на создание
действительно качественного продукта, совместимого и интегрирующего достоинства
разных решений. Положительные примеры существуют — это почти во всех аспектах
MakeBlock, частично Амперка, iArduino, MGBot.
А вот теперь попробуем сформулировать требования к разработчикам
робототехнических конструкторов, которые хотели бы занять образовательную
нишу в школах (поверьте, это очень заманчиво финансово))
Требования таковы:
• Логичная
схема управления моторами, неиспользование портов с уникальными возможностями
для выполнения задач, которые можно возложить на «обычные» порты. Это даст, как
следствие, вариабельность в наращивании возможностей, каждый продукт может быть
с легкостью доработан под конкретные задачи. (Пример: порт D3 может
потребоваться использовать для управления дополнительным мотором, либо для
обработки прерывания, возникающего при изменении состояния порта). Двухмоторную
схему с использованием D5-D4, D6-D7 - можно принять за единый стандарт.
• Линейка продуктов от начальной школы до бесконечности, в едином стиле
используемых компонентов (роботы разных видов, станки - манипуляторы, принтеры,
фрезеры, квадрокоптеры и т.д.)
• Сборка без
пайки, доступная ребенку.
• Ориентация
на использование готовых электронных модулей с легким удобным подключением.
• Стандартный распространенный интерфейс для подключения модулей (например,
RJ-25) с отсутствием возможности неправильного подключения.
• Широкий
ассортимент готовых модулей
• Свобода изготавливать подобные модули самостоятельно любым желающим вплоть до
организации компании по их производству, выкладывание в открытый доступ
соответствующих схем и инструкций.
•
Возможность использования дешевой распространенной элементной базы для
периферийных устройств с легким подключением без пайки, либо с минимальной
пайкой (пример — гироскоп MPU-6050, датчики линии и препятствия, Bluetooth
модули HC-05)
• Сохранение возможности для опытных пользователей дорабатывать готовую
элементную базу при помощи пайки (включая доработку самого робототехнического
контроллера для решения каких-то специфических задач)
• Низкий
порог вхождения в самых разных аспектах. В первую очередь наличие возможности
использовать визуальные языки программирования и для работы в интерактивном
режиме (подобно Scratch4Arduino, mBlock, Snap, и для создания программ
автономной работы (подобно ArduBlock). Единственная среда разработки в
настоящий момент, позволяющая использовать оба эти режима в практике работы с
детьми — mBlock. Поэтому аппаратная конфигурация робототехнического набора
должна такой, чтобы можно было с легкостью использовать его в этой программной
среде. Помимо этого, в среде mBlock существует возможность разработки
специфических расширений для альтернативных аппаратных компонентов и обеспечение
поддержки собственных робототехнических контроллеров.
• Комплект
включает в себя полный набор всего необходимого, включая отвертку для сборки
(также должен быть решен вопрос с аккумуляторными батареями и зарядным
устройством)
• Надежный, прочный, а также красивый конструктив, удобный для сборки самими
детьми, вызывающий у них интерес.
•
Возможность трансформации конструкции для оптимизации при разном использовании
(скорость, высокая проходимость и устойчивость, баланс и т. д.)
• Широкая конструкторская база для дальнейшего расширения возможностей.
• Относительно компактные размеры, что важно при хранении. Наличие в наборе
удобной коробки для долговременного хранения эксплуатируемого набора. Коробки
должны легко штабелироваться и переносится для занятий.
•
Возможность установки навесного оборудования готового, либо собранного из
конструктора.
• Возможность подключения достаточного количества внешних двигателей (2-4 и
более, включая сервомоторы).
•
Возможность использовать простую и сложную систему управления перемещением (на
базе информации энкодеров).
•
Возможность менять расположение и ориентацию различных датчиков в широких
пределах
• Защищенность датчиков и электронных схем (наличие корпуса)
• Эргономика использования (выключатель питания, кнопочное управление,
светодиодная индикация, и пр.)
• Наличие
удобных в использовании отказоустойчивых решений по беспроводному управлению
робоплатформой с компьютера, планшета или дополнительного Arduino устройства в
рамках учебного класса. беспроводное соединение для учебных роботов должно быть
организовано так, чтобы его настройка не отнимала время от занятия.
• Набор, позволяющий пройти полный курс обучения в нескольких вариантах даже в
базовой комплектации (легкая оправданная избыточность комплекта без его перегрузки
ненужными деталями, оптимальный набор электронных модулей). В состав стартовой
конфигурации в настоящий момент есть смысл включать гироскоп и поворотную
голову на сервомоторе с ультразвуковым или инфракрасным дальномером. Данные
компоненты значительно расширяют возможности мобильной робоплатформы и
позволяют стимулировать интерес детей за счет ее большей персонификации, а
также взаимосвязанного набора учебных игровых заданий.
Некоторые выводы
•
Современной школе нужны качественные образовательные робототехнические наборы,
и они существуют, но пока - в очень разнокалиберном варианте. Нужны минимальные
требования к стандартам построения схемы устройства, чтобы пользователи по
одним и тем же учебным пособиям могли работать с любыми образовательными комплектами.
Больше - пожалуйста, но база должна обеспечить стандартные задания.
Существующий в настоящее время разнобой в конфигурации аппаратных платформ
приводит к невозможности создания универсальных учебно-методических материалов.
Подумайте, какие материалы первыми войдут в учебники по новой технологии?
Конечно, про Lego. Потому что он и в Африке Lego
• С учетом
вышесказанного положение на рынке меняется. Те разработчики, которые не будут
ориентироваться на лидеров, а продолжат грести каждый сам под себя, рискуют
убедиться, что их продукция никому не нужна.
• При выборе
программно-аппаратной платформы для разработки новых учебных курсов по
мобильной робототехнике на базе Arduino в начальной и основной школе следует
ориентироваться на наборы MakeBlock и программное обеспечение mBlock, как
наиболее отвечающие современным требованиям к качеству, возможностям и
применимости в занятиях с детьми, а также на совместимые варианты.
***
Небольшое послесловие. мы не являемся дистрибьюторами Мейкблок и проповедниками
их программного продукта mBlock. Если бы это была российская, а не китайская
компания - мы гордились бы такой продуманностью наших продуктов. Но пока
реальность такова, что из всего, что мы могли "потрогать" и
поприменять в школе, линейка продукции Мейкблок ближе всего подошла к тому, что
бы мы хотели видеть в школе (хотя и они не идеальны, для школьного
использования надо защищать датчики, вносить сервопак в состав базового набора
для удобства закупки и т.д.)
И многому надо бы поучиться и нашим компаниям. Например - верности идеалам
"свободы" платформы. Все, что делает MakeBlock отлично
документировано и можно повторить самому. Программный продукт mBlock, созданный
на основе scratch 2.0 имеет версии для Windows, Mac и Linux, поддерживает
большинство плат Arduino (а не только собственные контроллеры компании),
различные типы соединения, а также имеет механизм написания расширений любыми
пользователями(!!!!), что позволяет адаптировать для управления в этой среде
огромное количество электронных компонентов. На текущий момент mBlock
единственная Scratch-подобная среда, позволяющая удобно (для детей) работать с
микроконтроллерами и в интерактивном и в автономном режиме. Это тоже стоит
взять на вооружение нашим разработчикам ПО.
Для соединения электронных компонентов используются удобные разъемы RJ, что
делает сборку такой же удобной, как в Lego, но при этом это обычные разъемы,
которые легко обжимать самим.
А если говорить про линейку продуктов....
Совсем скоро (надеемся и держим кулаки) новая концепция развития образовательной области Технология прорастет в реалии нашего образования. И вот тут встанет вопрос о МТБ, на основе которой будут читаться курсы той же робототехники, проектирования, конструирования. Для всех.
Но вот произойдет ли это???? очень опасаюсь того же эффекта, как в случае с попыткой внедрения в школы Linux систем. Денег выброшено много, а эффект... Ну какой может быть эффект без системности в подобных решениях и хоть какого-то единообразия в требованиях?
То же самое может произойти и со свободной робототехникой.
Попробуем перечислить основные проблемы внедрения свободных программно-аппаратных решений в образовательные курсы.
Итак, почему многие решения на свободной основе для школы в настоящий момент можно назвать НЕДОробототехника
• Предлагаемые наборы в большинстве случаев нельзя использовать без доработок «на коленке» (иногда нужна пайка) и докупки комплектующих (аккумуляторы и зарядники). Следствие — ребенок или неподготовленный взрослый не в состоянии использовать такой набор, а подготовленный не станет этого делать, когда нужно обеспечить наборами весь класс.
• Распространенная (общая и для проприетарных и для свободных решений) маркетинговая политика такова, что если производитель предлагает наборы расширения или возможность приобретения отдельных компонентов, то обычно функциональность и комплектность базовой версии набора урезана настолько, что ее становится почти невозможно использовать, а предлагаемые расширения стоят несоразмерно дорого.
Существует альтернативный вариант — «все включено», но практически нет возможности наращивать функциональность. А комплектность предлагаемого набора все равно вызывает сомнения.
• Используемые технические решения не подходят для жестких условий эксплуатации в ОУ и приводят к очень быстрому выходу техники из строя.
А вот ремонтопригодность оставляет желать лучшего
• В конце концов, самое основное. Мы «играем» в роботов, но играть следует максимально всерьез. Робот — сложное «интеллектуальное» устройство, способное выполнять РАБОТУ в изменяющихся условиях, выполнять возложенную на него функцию. У него должна быть возможность подключения разных исполнительных органов, соответствующих учебному «производственному» заданию. В некоторых учебных ситуациях можно обходиться без оных, но набор подобных задач ограничен и должен быть хорошо проработан методически, обеспечиваться соответствующими аппаратными решениями. В любом случае учебный робот должен быть способен меняться, трансформироваться, демонстрировать сложное разнообразное поведение в изменяющихся условиях, то есть выполнять еще и функции персонального развлекательного робота, поддерживать и развивать к себе интерес детей от занятия к занятию, что особенно важно в условиях непрофильного ОУ.
А вот таких-то наборов как раз и нет. Грустно. Именно поэтому Lego легко побеждает конкурентов, предлагая массу наращиваемых компонентов.
• «Сообразительность» учебных роботов весьма ограничена, и для поддержания интереса детей следует шире использовать игры с дистанционным управлением, где часть действий выполняется самим роботом в автоматическом режиме. Подобный подход ставит во главу угла вопрос об удобном легко организуемом и надежном дистанционном управлении для каждого робота в рамках учебного класса. Использующиеся для этого средства в современных робототехнических наборах, как правило, далеки от совершенства.
НЕДОсвободная робототехника
• Разработчики ПО вносят искусственные ограничения, препятствующие работе с чужими или самодельными робототехническими наборами.
Альтернатива — свободная робототехника, ориентирующаяся на создание действительно качественного продукта, совместимого и интегрирующего достоинства разных решений. Положительные примеры существуют — это почти во всех аспектах MakeBlock, частично Амперка, iArduino, MGBot.
А вот теперь попробуем сформулировать требования к разработчикам робототехнических конструкторов, которые хотели бы занять образовательную нишу в школах (поверьте, это очень заманчиво финансово))
Требования таковы:
• Линейка продуктов от начальной школы до бесконечности, в едином стиле используемых компонентов (роботы разных видов, станки - манипуляторы, принтеры, фрезеры, квадрокоптеры и т.д.)
• Стандартный распространенный интерфейс для подключения модулей (например, RJ-25) с отсутствием возможности неправильного подключения.
• Свобода изготавливать подобные модули самостоятельно любым желающим вплоть до организации компании по их производству, выкладывание в открытый доступ соответствующих схем и инструкций.
• Сохранение возможности для опытных пользователей дорабатывать готовую элементную базу при помощи пайки (включая доработку самого робототехнического контроллера для решения каких-то специфических задач)
• Надежный, прочный, а также красивый конструктив, удобный для сборки самими детьми, вызывающий у них интерес.
• Широкая конструкторская база для дальнейшего расширения возможностей.
• Относительно компактные размеры, что важно при хранении. Наличие в наборе удобной коробки для долговременного хранения эксплуатируемого набора. Коробки должны легко штабелироваться и переносится для занятий.
• Возможность подключения достаточного количества внешних двигателей (2-4 и более, включая сервомоторы).
• Защищенность датчиков и электронных схем (наличие корпуса)
• Эргономика использования (выключатель питания, кнопочное управление, светодиодная индикация, и пр.)
• Набор, позволяющий пройти полный курс обучения в нескольких вариантах даже в базовой комплектации (легкая оправданная избыточность комплекта без его перегрузки ненужными деталями, оптимальный набор электронных модулей). В состав стартовой конфигурации в настоящий момент есть смысл включать гироскоп и поворотную голову на сервомоторе с ультразвуковым или инфракрасным дальномером. Данные компоненты значительно расширяют возможности мобильной робоплатформы и позволяют стимулировать интерес детей за счет ее большей персонификации, а также взаимосвязанного набора учебных игровых заданий.
Некоторые выводы
***
Небольшое послесловие. мы не являемся дистрибьюторами Мейкблок и проповедниками их программного продукта mBlock. Если бы это была российская, а не китайская компания - мы гордились бы такой продуманностью наших продуктов. Но пока реальность такова, что из всего, что мы могли "потрогать" и поприменять в школе, линейка продукции Мейкблок ближе всего подошла к тому, что бы мы хотели видеть в школе (хотя и они не идеальны, для школьного использования надо защищать датчики, вносить сервопак в состав базового набора для удобства закупки и т.д.)
И многому надо бы поучиться и нашим компаниям. Например - верности идеалам "свободы" платформы. Все, что делает MakeBlock отлично документировано и можно повторить самому. Программный продукт mBlock, созданный на основе scratch 2.0 имеет версии для Windows, Mac и Linux, поддерживает большинство плат Arduino (а не только собственные контроллеры компании), различные типы соединения, а также имеет механизм написания расширений любыми пользователями(!!!!), что позволяет адаптировать для управления в этой среде огромное количество электронных компонентов. На текущий момент mBlock единственная Scratch-подобная среда, позволяющая удобно (для детей) работать с микроконтроллерами и в интерактивном и в автономном режиме. Это тоже стоит взять на вооружение нашим разработчикам ПО.
Для соединения электронных компонентов используются удобные разъемы RJ, что делает сборку такой же удобной, как в Lego, но при этом это обычные разъемы, которые легко обжимать самим.
А если говорить про линейку продуктов....
Представьте
себе линейку, в которой есть: наборы с простыми роботами (mBot), наборы с
мощным роботом (три варианта стандартной сборки) ranger, большущий набор с
кучей компонентов Ultimate (собирается 10 стандартных вариантов роботов +
простор для творчества), наборы роботов - художников (рука, рисующий робот на
колесах, станок для круглых предметов), наборы для сборки плоттеров (в том
числе и лазерных) и двух типов 3D принтеров, модульные октакоптеры, расширенные
наборы с датчиками ... И все это в единой стилистике, фрезерованный аллюминий в
основе конструктива...
Реально, с этим хочется работать. И очень хочется, чтобы российские компании выпустили набор "не хуже", а уж если сделают лучше... Вот тогда Lego потеснится, потому что, когда рядом стоят роботы Мейкблок и Lego даже необученный ребенок задумается над выбором. Ибо - "красивенько"! А обученный увидит преимущества контроллера в прозрачной защитной коробке, в котором уже "на борту" 12 RGB светодиодов, пара световых датчиков, буззер, датчики звука и температуры, гироскоп, пара кнопок. И мощных моторов с энкодерами... И удобных модулей для создания своих датчиков... И среды управления, так похожей на привычный scratch, но дающей возможность управлять всей этой электроникой.
Реально, с этим хочется работать. И очень хочется, чтобы российские компании выпустили набор "не хуже", а уж если сделают лучше... Вот тогда Lego потеснится, потому что, когда рядом стоят роботы Мейкблок и Lego даже необученный ребенок задумается над выбором. Ибо - "красивенько"! А обученный увидит преимущества контроллера в прозрачной защитной коробке, в котором уже "на борту" 12 RGB светодиодов, пара световых датчиков, буззер, датчики звука и температуры, гироскоп, пара кнопок. И мощных моторов с энкодерами... И удобных модулей для создания своих датчиков... И среды управления, так похожей на привычный scratch, но дающей возможность управлять всей этой электроникой.
Рекомендую
посмотреть на новый проект компании - модульный...ну,
в общем это и октакоптер, и глиссер и машинка...
Ссылка на сайт разработчиков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий